Оздоровление

Как защититься от простуды?

Дети обмениваются вирусами… Несложно предсказать, что подобное будет до конца весны. Плюс впереди непременный «апофеоз» простудного сезона – грипп. Укреплять иммунитет ребенка никогда не поздно. Важно делать это грамотно.

Закаляться без скандалов!

О закаливании мы тоже рассуждаем поголовно. Большин­ство уверены, что закаливание – это приучение к холоду. Например, хождение по снегу в трусах. На самом деле, суть закаливания – в тренировке слизистых оболочек быстро реагировать на резкую смену температуры. После такой тренировки слизистые становятся серьезным препятствием для вирусной инфекции.

Тренировка простая – попеременная «обработка» холодной и горячей водой предплечий – от кисти до локтя. Определимся с температурой воды: холодная – +20 °C, горячая – +35 °C. И та и другая не могут вызвать у ребенка негативных ощущений. А в закаливании играет роль контраст. В данном случае – та самая «терпимая» разница в 15 °C. Обливания надо делать ежедневно – по 5–7 минут в день. Без разницы, утром или вечером. Но очень долго – с осени до конца весны.

Защищайтесь!

Профилактику лекарственными препаратами можно разделить на длительную и экстренную. Первая подразумевает стимуляцию организма на выработку собственного интерферона – вещества, при помощи которого мы и защищаемся от вирусных инфекций. И детям, и взрослым подходят препараты эхинацеи и полоскание горла отваром ромашки.

Как защититься от простуды? Три рецепта для укрепления иммунитета

В таких ситуациях надо ориентироваться на два термина.

Первый – «профилактика при угрожающем контакте».

Например, вы ведете ребенка туда, где уже могут быть заболевшие, – в детский сад, школу, на праздник. Тогда простое средство – мазь, содержащая интерферон, в нос. Стоит помнить, что некоторые мази активны только в отношении респираторно-синцитиальных и риновирусов. Аденовирусы они пропускают.

Второе – профилактика при постоянном контакте. Выход – свечи с интерфероном. Их надо применять, только когда контакт с инфекцией состоялся. Как это можно узнать? Забираете ребенка из сада – аккуратно спросите у воспитателей, как сегодня дела в группе. Может, у кого-то повышенная температура? Или половина детей – уже откровенно сопливые? Если меньше половины – не страшно. Если больше, да еще с температурой, то вечером ребенка придется подвергнуть «экзекуции» и вставить такую свечку. Наутро следует измерить температуру: вдруг свечка не сделала свою работу?

Борьба с собственным «авось» – тоже мера профилактики простудных заболеваний. Начался «сезон простуд»? Не рискуйте понапрасну здоровьем ребенка. Избегайте контактов с людьми, уже откровенно заболевшими. Если бабушка и дедушка ребенка чихают и кашляют, значит, на это время их свидания с внуками исключены.

http://www.aif.ru/health/children/kak_ukrepit_immunitet_rebenka_sovety_vracha-otolaringologa врач-отоларинголог Иван Лесков

 http://www.aif.ru/health/life/37611 http://www.aif.ru/health/life/37611 http://www.aif.ru/health/life/37611

Как защититься от простуды? Три рецепта для укрепления иммунитета

Овсяные хлопья настоять 3–4 часа в воде, затем добавить сок половины лимона, протертые свежие фрукты, мед, все хорошо перемешать и посыпать сверху измельченными сухофрук­тами и толчеными ядрами грецких орехов.

Съесть в 2–3 приема как общеукрепляющее средство.

Сухие плоды шиповника без семян замочить в воде на 2–3 часа, затем варить 1 минуту, протереть через сито, соединить с молоком и медом, взбить.

100 г плодов шиповника, 800 мл молока, 100 г меда.

Смешайте 1 тертое яблоко, 1 ст. ложку сухофруктов, 1 ст. ложку измельченных грецких орехов, 1 ст. ложку меда, 1 ст. ложку овсяных хлопьев, 3 ст. ложки кипяченой воды, сок половинки лимона.

Разделите на два-три приема и съешьте в течение дня.

свернуть

Диагноз: плоскостопие Чего ждать? Чего опасаться?

Если у вас в семье растет мальчишка, а вы по натуре оптимисты, подобный диагноз можно даже расценить как удачу - с ним в армию не берут. Родители девочек наверняка огорчатся гораздо больше: красивая походка дочки под угрозой. Ах, если бы речь шла только о косметической проблеме… К сожалению, уплощение свода стопы серьезная и коварная патология, способная повлиять практически на весь опорно-двигательный аппарат. Чем опасно это заболевание? Как его распознать? И поддается ли оно лечению?

Это коварное плоскостопие

Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода. Чтобы лучше понять природу заболевания, разберем некоторые анатомические особенности стопы. В процессе эволюции она приобрела форму, позволяющую равномерно распределять вес тела. Кости стопы соединены между собой прочными межкостными связками (это волокнистые образования из соединительной ткани, представленные в виде пучка, соединяющего кости) и образуют ее свод, который обеспечивает амортизацию движений при ходьбе и беге. Выпуклые своды ориентированы в продольном и поперечном направлениях. Поэтому стопа взрослого человека в норме опирается на три точки - пяточный бугор, головку 1-ой плюсневой кости и 5-ую плюсневую кость.

Выделяют два продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя и наружная арки формируют продольный свод стопы, а передняя - поперечный. В зависимости от их деформации различают продольное и поперечное плоскостопие.

При продольном уплощаются наружная и внутренняя арки стопы, увеличивается ее длина, и почти вся площадь подошвы контактирует с полом.

При поперечном - уплощается поперечная арка, передний отдел стопы веерообразно расходится и опирается на головки пяти плюсневых костей.

У всех детей до 2-х лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая, эластичная. В ней содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность, да и мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя "жировая подушечка", которая располагается на подошве, под кожей. В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться "на ногах". Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-6 летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.

Когда идти к врачу

Пожалуй, все родители понимают, что профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится

  • на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия (см. далее)
  • в 3-х и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит
  • в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах
  • в 3 года. Ортопед проверяет осанку, походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ненаглядное чадо до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда и проходят соответствующий курс лечения до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.

Если диагноз подтвердился

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития. Выявляют ее уже в роддоме. В большинстве случаев поражена одна стопа, но иногда поражаются и обе. Эта патология выражена у малышей весьма заметно: выпуклая подошва и "вывернутый" наружу передний отдел стопы. Лечение проводится с первых дней жизни ребенка: деформацию поэтапно исправляют с помощью гипсовых повязок. Если это не помогает, прибегают к хирургическому вмешательству.

Что же касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно может быть:

1. Травматическим.

Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке, способствуют уплощению сводов стопы.

2. Паралитическим.

Возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной систем (чаще - последствия полиомиелита ).

3. Статическим.

Это - наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за перегрузок при значительном увеличении массы тела, как правило, при ожирении, эндокринных нарушениях.

4. Рахитическим.

Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и микроэлементов - при рахите или общем истощении, а также - при врожденной патологии соединительной ткани.

Итак, стопа оказалась деформированной. Что же происходит в организме? Связки посылают "сигналы" нервной системе о неблагополучии на данном "участке". В ответ мышцы получают "указание" вступить в "борьбу" с деформирующими силами - то есть, напрячься, как следует. Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит растяжение (в особенности, если имеется врожденная патология соединительной ткани) так как без поддержки мышц они долго работать не могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки окончательно "выбывают" из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко - в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной).

При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима консультация врача-ортопеда.

Иногда деформация стопы может существовать долгие годы (вплоть до зрелого возраста) никак не проявляя себя. Но рано или поздно ухудшение произойдет, поскольку компенсаторные возможности организма не безграничны.

Признаки развития плоскостопия внимательные родители могут заметить уже у 2-3-летнего малыша.

  1. После непродолжительной ходьбы (30 минут и более) ребенок быстро утомляется, просится на руки или предпочитает передвигаться в коляске.
  2. Новые ботиночки через 1 - 2 месяца потеряли свою первоначальную форму (например, стоптался внутренний край подошвы или каблучок по внутреннему краю, голенище деформировалось внутрь). В этих случаях необходимо срочно обратиться к врачу-ортопеду.

У ребенка 3 лет (но не ранее) можно провести начальную диагностику патологии, используя самый распространенный метод - плантографию (отпечаток стопы). Это несложно сделать и в домашних условиях. На пол кладут чистый лист бумаги, а малыш становится на него обеими ногами. Лучше, чтобы подошвы были влажными, тогда на бумаге останется их четкий отпечаток. Туловище при этом нужно держать прямо, ноги вместе. Контур стоп в таком положении обводится карандашом.

Затем перпендикулярно линии контура проводится прямая, пересекающая всю узкую часть стопы.

Рентгеновский снимок детям в этом возрасте не делается. Во-первых, косточки стопы еще до конца не "созрели", хрящевая ткань на рентгеновском снимке не видна, и оценить истинную высоту продольного свода затруднительно. А во-вторых, этот метод диагностики для ребенка достаточно вреден, поэтому выполняется только при серьезных показаниях и чаще после 9 лет.

Лечение

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятныусловия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1 - 2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Что касается ванночек - требования к ним простые: температура воды +40-50 градусов С, длительность процедуры - 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества. Массаж и гимнастику обязательно должен проводить дипломированный специалист - инструктор по лечебной физкультуре и массажу. Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

Очень полезное воздействие окажет самомассаж - благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге - улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10 - 15 процедур. Желательно проводить 2 - 3 курса в год.

 

Гимнастика при плоскостопии

Комплекс 1

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).

Комплекс 2

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.

Комплекс 3

Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивть его влево - вправо, вперед - назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

Комплекс 4

Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку. Также, скалку можно покатать всеми стопами.

Комплекс 5

Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (Приподниматься на мысочках?) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте.

Комплекс 6

Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче. (Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!)

Комплекс 7

Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы, при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

«Волшебные" стельки»

Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится назначению ортопедических стелек, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия. Высота выкладки сводов стопы в стельках зависит от степени уплощения.

Вкладывать их нужно в уличную и в домашнюю обувь, чтобы облегчить жизнь крохе, когда он максимально долго бывает на ногах. По мере того, как ребенок растет, форму и размеры стелек-вкладышей необходимо менять. И здесь не обойтись без повторных консультаций у врача-ортопеда. Приобретать стельки лучше всего в протезно-ортопедических предприятиях, ортопедических центрах или заказывать индивидуально. Только в этом случае подобные изделия гарантированно соответствуют необходимым стандартам. И еще: не стоит пользоваться ортопедическими стельками "на всякий случай". Если носить их постоянно без объективной необходимости, то своды стопы станут расслабленными, и плоскостопие может развиться даже у здорового с ортопедической точки зрения ребенка. Если же у малыша - третья степень продольного плоскостопия, особенно в сочетании с вальгусной деформацией голеностопного сустава, стельками дело не ограничится. Ему придется "щеголять" в ортопедической обуви - ботинках со шнуровкой и жесткой внутренней боковой поддержкой стопы.

Осложнения

Какие бывают осложнения плоскостопия? К сожалению, самые разные. Прежде всего, это уплощение поперечного свода стопы с подвывихом 1-го пальца наружу в подростковом возрасте. Если стопа долго находилась в неправильном положении, а особенно, если имеет место вальгусная деформация голеностопного сустава, это может привести к деформации в суставах стопы и даже к изменению соотношений суставных поверхностей коленных и тазобедренных суставов. Это сопровождается болью в ногах, особенно в вечерние часы, а снижение функций амортизации приводит к боли в позвоночнике. В дальнейшем это может привести к сколиозу, то есть дугообразной деформации позвоночника вправо или влево.

Выбираем башмаки

"Виновницей" приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7-8 месяцев. Критерии "правильной" детской обувки обозначаются довольно четко. Первые башмаки должны:

  • Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или "липучек", но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
  • Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
  • В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
  • Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
  • Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли "дышать".
  • Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 - 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
  • В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая "жировая подушечка", в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
  • При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить - около 1,5 см.
  • После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка - обувь необходимо сменить. Это даст возможность маленьким ножкам отдохнуть от привычного положения, а если ноги у ребенка потеют, - как следует просушить сырые ботинки без ущерба для следующей прогулки.
свернуть

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

        Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

       Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника.    

       Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить. Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

       У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

       Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

     Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:   своевременное правильное питание;   свежий воздух;   подбор мебели в соответствии с длиной тела;   оптимальная освещённость;   привычка правильно переносить тяжёлые предметы;   привычка правильно сидеть за столом;   расслаблять мышцы тела;   следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом. Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.

Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:   Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;   Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.   Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.   Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.   Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

        Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логвина Т.Ю. Физкультура, которая лечит. – Мозырь.,2003

свернуть

Влияние физических упражнений на органы дыхания у детей

Известно, что дети гораздо чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями бронхов и легких. Это обусловлено многими причинами, но основные — неспособность противостоять инфекциям и особенное строение бронхолегочной системы у детей. Чтобы лучше понять цели и задачи физических упражнений в лечении и предупреждении бронхолегочных заболеваний у детей, необходимо иметь представление об особенностях строения и функции детских органов дыхания. Органы дыхания расположены в грудной клетке и состоят из воздухопроводящих путей (нос, полость рта, околоносовыми пазухами, гортань, трахея и бронхи) и легких, покрытых cерозной оболочкой (плеврой). Грудную клетку образуют грудной отдел позвоночника с двенадцатью парами ребер и их хрящевыми продолжениями и грудина. В верхнее отверстие грудины заходят верхушки легких, через него проходят область шеи, артерии, вены, лимфатические сосуды, нервы, трахея и пищевод. Нижнее отверстие грудной клетки закрыто мощной мышцей — диафрагмой. Межреберные промежутки заполнены межреберными мышцами. При спокойном дыхании происходит поднимание ребер кверху благодаря сокращению наружных и внутренних межреберных мышц. При усиленном или затрудненном вдохе в действие вступает ряд вспомогательных мышц. Форма грудной клетки имеет вид неправильного усеченного конуса. Изменения формы грудной клетки могут возникнуть вследствие искривления позвоночника. При искривлении позвоночника в сторону формируется сколиотическая, а при искривлении назад — кифотическая форма грудной клетки. Асимметрическая форма нередко наблюдается при заболеваниях легких и плевры. Органы дыхания у ребенка имеют такое же строение, как и у взрослого человека, но при этом отличаются рядом особенностей. В чем же состоят особенности строения и функции органов дыхания у детей? Нос у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узки, что предрасполагает к частым насморкам (ринитам). Слизистая оболочка носа имеет очень нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в связи с чем, даже небольшой воспалительный процесс ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов. Это затрудняет у ребенка дыхание через нос. Малыш часто дышит ртом, что приводит к проникновению инфекции и холодного воздуха непосредственно в бронхи и легкие. Не случайно многие заболевания легких у детей начинаются именно с, казалось бы «безобидного», насморка. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос. Глотка продолжает полость носа. У ребенка первых лет жизни она относительно короткая и узкая. В ней имеется важное образование — глоточное лимфатическое кольцо. У детей раннего возраста лимфатическое кольцо развито недостаточно, что способствует развитию ангин. Гортань ребенка расположена в передней верхней части шеи. Это очень важная часть дыхательного аппарата. Гортань у детей, по сравнению с взрослыми, относительно короткая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Слизистая оболочка гортани у детей нежная, рыхлая, богата кровеносными сосудами и нервными веточками. В стенке гортани содержится большое количество лимфоидной ткани, поэтому даже при слабо выраженном воспалительном процессе у малышей гортань суживается, что вызывает затрудненное дыхание. Продолжением гортани являются трахея и бронхи. Просвет трахеи в раннем возрасте имеет эллипсообразную форму, а у детей постарше приближается к форме круга. Слизистая оболочка её нежная, богатая кровеносными сосудами, в ней относительно много слизистых желез. Трахея у детей мягкая, легко сдавливается и смещается. Из области шеи она входит в грудную клетку и делится на два крупных бронха. Место разделения трахеи на бронхи называется бифуркацией. У детей раннего возраста бифуркация находится на уровне 3-го, а у старших детей — на уровне 5-го грудного позвонка. Бронхи являются самым обширным участком воздухопроводящих путей, по которым в легкие поступает атмосферный воздух, богатый кислородом, а из легких выводится отработанный воздух, бедный кислородом и богатый углекислотой. Внешне бронхи напоминают ветвистое дерево, перевернутое кроной вниз. Мельчайшие веточки — бронхиолы — заканчиваются маленькими пузырьками — альвеолами, которые составляют непосредственно легочную ткань (легкие). В альвеолах происходит важнейший для организма жизненный процесс — обмен газов. Густая сеть мельчайших кровеносных сосудов (капилляров), оплетающая каждую альвеолу, производит непрерывное всасывание одних газов и выделение других. Углекислый газ из крови переходит в просвет альвеол и через бронхи выделяется во внешнюю среду. В то же время кислород, необходимый для жизнедеятельности организма, из атмосферы поступает в альвеолы и из альвеол — в кровь. Газообмен в легких идет очень интенсивно. Малейшее его нарушение из-за воспалительных процессов приводит к дыхательной недостаточности. Размер бронхов у малышей относительно невелик, поэтому при заболеваниях бронхитом происходит частичная закупорка просвета бронхов слизью. Бронхи ребенка очень чувствительны к воздействию вредных факторов внешней среды. Чрезмерно холодный или горячий воздух, повышенная влажность, загазованность, дым или пыль экологически вредных предприятий, вызывает застой слизи в бронхах и способствует возникновению бронхита. Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет увеличения альвеолярного объема. Почти параллельно росту массы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65-67 мл, к 8 годам он увеличивается в 8 раз, а к 2 — в 10. Повышенное или пониженное давление в легких создается мышечным усилием. Грудная клетка со всех сторон оплетена мышцами. Самые главные из них, обеспечивающие акт дыхания, — это межреберные мышцы и диафрагма. При вдохе сокращение межреберных мышц и мышц диафрагмы приводит к расправлению легких, увеличению их объема. Давление находящегося в легких воздуха падает, становится ниже атмосферного — и легкие как бы засасывают воздух извне. Выдох осуществляется пассивнее, без особых мышечных усилий. При этом мышцы, обеспечивающие своим сокращением вдох, расслабляются. Объем грудной клетки и легких уменьшается, и воздух выжимается наружу. Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без напряжения и усилий. У детей 1-2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30-35, у детей 5-6 лет — около 25, а у детей -10-15 лет — 18-20. При заболевании легких картина резко меняется: нарушаются частота и ритм дыхания, оно нередко становится тяжелым и затрудненным. Каждый вдох и выдох дается больному ребенку ценой больших усилий. Почему так происходит? Болезнь изменяет условия дыхания: нарушаются нормальные условия прохождения воздуха по воздухоносным путям. В большинстве случаев происходит их сужение. К этому предрасполагает и само строение органов дыхания у детей. Во время насморка набухает слизистая оболочка носа. Это набухание может быть настолько сильным, что носовые ходы, и без того довольно узкие, почти полностью закрываются, а слизь, вырабатываемая слизистыми оболочками, окончательно преграждает прохождение воздуха через носовые ходы. Вследствие этого ребенок начинает дышать ртом, нарушается нормальная вентиляция легких. Ещё тяжелее дышать малышу при сужении нижних отделов дыхательного тракта — гортани, трахеи, бронхов. В этом случае доступ воздуха в легкие резко сокращается. Ребенок жалуется на нехватку воздуха, одышку, каждый вдох дается ему с большим трудом. При заболеваниях бронхов и легких у детей возникает расстройство дыхания, нарушается газообмен, страдает сердечно-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижаются защитные и приспособительные реакции организма. Кроме того, болезнь резко ограничивает двигательную активность малыша. Ребенок щадит себя, старается мало двигаться. Да и сами родители пытаются оградить больного ребенка от какой-либо физической нагрузки. И это неверно. Родители должны знать, что даже во время болезни двигательная активность для ребенка необходима. Недостаток движений губительно сказывается как на общем состоянии больного малыша, так и на течении воспалительного процесса в органах дыхания, еще больше нарушая их функцию. Поэтому лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом комплексного лечения больного малыша. ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами. В крови ребенка увеличивается содержание красных кровяных шариков (эритроцитов). ЛФК активизирует выработку биологически активных веществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно уменьшают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов. Таким образом, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания. О том, какие упражнения следует выполнять, вы узнаете из следующей публикации.

 

свернуть

Профилактика кариеса у детей дошкольного возраста

В последние годы во всех экономически развитых странах мира отмечается бурный рост поражения зубов кариесом у маленьких детей. Происхождение кариеса у детей, естественно, то же, что и у взрослых. Ведущим фактором является кариесогенная микрофлора полости рта. Характерно, что ее нет у новорожденных. Наличие кариесогенных микроорганизмов связано с первичной инфекцией, главным источником которой является мать ребенка или те, кто ухаживают за ним.

      Существует выраженная взаимосвязь между уровнем вызывающих кариес микроорганизмов в слюне матери и риском инфицирования ребенка.

       Как правило, кариесогенная микрофлора попадает в рот ребенка со слюной матери или бабушки, когда они снимают пробу с ложки при кормлении ребенка или облизывают соску. 

        В полости рта у ребенка до 3-4 лет снижены защитные факторы, препятствующие бурному размножению кариесогенной микрофлоры. Поэтому еще до рождения ребенка всем членам семьи необходимо вылечить зубы и тщательно ухаживать за полостью рта. Если в полости рта беременной женщины высокий титр кариесогенной микрофлоры, что является высоким риском кариеса, то наряду с лечением зубов, необходимо применять и местную противомикробную терапию.

        Нарушение питания — еще один важный фактор возникновения раннего детского кариеса. Например, когда родители ночью дают ребенку сладкую воду, соки, молоко. В последние годы рост раннего кариеса связывают и с беспорядочным, длительным ночным грудным кормлением ребенка.

       При кариесе в раннем возрасте временные зубы поражаются практически сразу после прорезывания. Первый диагностический признак будущего кариеса — большое количество зубного налета, нередко трудно снимающегося, с желтоватым оттенком. Затем обнаруживаются первые кариозные поражения в виде меловидных пятен, обычно на передней поверхности резцов верхней челюсти в пришеечной области. Эти очаги очень быстро (за 2-3 месяца) приобретают светло-желтый цвет, затем на этом месте возникают кариозные дефекты. 

          Заниматься гигиеной полости рта у маленьких детей начинают с момента прорезывания первого зуба:

  1. После еды и перед сном зубы протирают влажной марлей или специальными мягкими салфетками (тканевыми напальчниками), направляя движения от десны к режущему краю зуба.
  2. По мере того, как ребенок привыкает к этим процедурам, начинают применять щетку с маленькой головкой и мягкой щетиной.
  3. Для профилактики кариеса временных зубов можно применять специальные салфетки с ксилитом, они оказывают противомикробное действие.
  4. Современные тенденции в профилактике кариеса временных зубов — ранее начало применение фторидсодержащих зубных паст с момента прорезывания первых зубов. Особенно это касается детей, которые живут в местности с пониженным содержанием фторида в питьевой воде.
  5. Особенно необходимо использование фторидсодержащих зубных паст детям с высоким риском кариеса. Чтобы малыши не глотали фторидсодержащую пасту, родители должны контролировать процесс чистки зубов до 7 летнего возраста. В 6–7 лет у детей прорезываются первые постоянные моляры. Им не предшествует физиологическая смена, они прорезываются за последними боковыми временными зубами и, как правило, родители мало обращают внимание на этот процесс. Прорезываются эти зубы слабо минерализованными. И этот период сопровождается высоким риском кариеса. На коронках моляров есть глубокие ямки (фиссуры), которые не самоочищаются. И именно эти участки чаще всего поражает кариес. 

    С момента прорезывания первых постоянных зубов следует использовать взрослую фторидсодержащую зубную пасту (не менее 1450 ppm F). Кроме того, для профилактики фиссурного кариеса врачи стоматологи специальными пломбировочными материалами герметизируют глубокие фиссуры и ямки
свернуть

Профилактика миопии у детей

С исторических времен близорукими считаются люди, которые плохо видят вдаль и, до определенного момента, неплохо справляются с работой на близком расстоянии. В переводе с древнегреческого миопия означает щуриться. И действительно, если по внимательнее присмотреться к людям, страдающим близорукостью, можно заметить, что они прищуривают глаза или растягивают веки пальцами, чтобы сузить глазную щель и улучшить видимость далеко расположенных предметов.
Для близоруких трудно рассмотреть детали предметов таких как: номера общественного транспорта, дорожные знаки, приближающихся людей и многое другое, что облегчает ориентацию в окружающем мире и делает его красочнее и многограннее. Данные явления обусловлены тем, что лучи света, проходящие через роговицу и хрусталик, преломляются таким образом, что изображение проецируется не на сетчатке (основная структура глаза, позволяющая нам видеть окружающий мир), а перед ней. запрограммировала так, что при рождении большинство детей имеют дальнозоркость (гиперметропию) – 91 %, около 4 % имеют к моменту рождения нормальную рефракцию и только 5 % детей рождаются с миопией. Но к моменту совершеннолетия почти каждый третий ребенок страдает близорукостью. Так по международным данным в дошкольном возрасте близорукость не превышает 2-3 %, в возрасте 11-13 лет миопия наблюдается у 14 % детей, в 20 летнем возрасте и старше в 25% случаев.
Близорукость может быть врожденной и приобретенной. Прогрессирующая миопия возникает именно в детском возрасте. Группу риска составляют следующие дети:
недоношенные (особенно склонны к развитию миопии, в этой группе детей частота возникновения миопии от 30% до 50%);
дети, ослабленные по общему состоянию (частые ОРЗ, грипп, пневмонии), т.е. со сниженным иммунитетом;
дети близоруких родителей, причем, если миопия у обоих родителей, то вероятность близорукости у ребенка очень большая.
 
В развитие близорукости большое значение имеет и окружающая среда, условия жизни, учебы и работы. Одной из основных причин этой тенденции является информационный взрыв последних лет, когда львиную долю информации мы получаем из зрительных источников: ТВ, видео, книги, журналы, газеты. А на лидирующие позиции в этом списке все более уверенно выходит компьютер. Школьники, в свою очередь, обречены на ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером и постоянный стресс от общения с учителями, репетиторами, сверстниками, как правило, в замкнутом пространстве, с минимальным пребыванием на свежем воздухе, природе (гиподинамия).
Все это приводит к тому, что первым признаком близорукости является появление жалоб у детей на чувство выпирания, давления в глазу, головные боли к концу дня, ухудшение зрения вдаль. Внимательные родители могут заметить, что их ребенок вечером потирает надбровную дугу или закрывает один глаз при чтении. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей.
Прогрессирование близорукости (более 1 диоптрии в год) может привести к необратимым изменениям, как в центральных отделах сетчатки, так и на периферии глазного дна и является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за осложнений миопической болезни (крайней степени развития близорукости).
Выделяют три степени близорукости:
слабая: менее -3 диоптрий,
средняя: от -3 до -6 диоптрий,
высокая: более -6 диоптрий.
 
Профилактика данного заболевания заключается в ряде основополагающих моментов.
Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии.
Зрительные нагрузки ребенка должны быть дозированы. Чтение возможно только сидя за столом при хорошем освещении. Читать лежа и за едой не рекомендуется. Большое значение имеет продолжительность просмотра телевизионных программ. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка.
Однако мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей.
Посоветовать можно следующее. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. в день. В более старшем возрасте, можно разрешать смотреть телевизор до 1,5 -3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (один фильм). Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером. Продолжительность работы за компьютером также не должна превышать 40 минут в день.
Для того чтобы избавиться от близорукости на ее ранних стадиях, необходимо сформировать ряд повседневных привычек. Не имеет значения, находится ребенок дома или в школе необходимо правильно оформить его рабочее место. Подобрать правильный режим освещения – зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием направленного света, чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом, выполнять гимнастику для глаз. При ослабленной аккомодации через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз. Укрепление функционального состояния организма физические занятия, закаливание, рациональное, обогащенное витаминами питание. Очень важным является обнаружение и коррекция нарушений осанки.
Многие родители считают, что ношение очков или контактных линз способствует усилению близорукости, что является главным заблуждением. Исследование в области офтальмологии и в Европе и в США показали, что неношение очков — самый худший вариант. Чаще всего близорукость возникает у детей, которые проводят много времени за чтением либо работают с предметами находящимися на близком расстоянии от глаз.
свернуть