Страничка учителя-дефектолога

     Учитель- дефектолог

Ирина Мечиславовна Жук

Почему возникают речевые нарушения? Что такое нарушения речи? Как помочь ребенку с нарушениями речи?

 

Советы родителям

Вы озадачены:

  • правильно ли говорит Ваш ребёнок?
  • его речь не понятна окружающим?
  • речь Вашего малыша отстаёт от речи его сверстников?

Не торопитесь опускать руки. Задержка речевого развития и нарушения речи успешно преодолеваются с помощью специальных коррекционных занятий.

Почему возникают речевые нарушения?

Ребёнок, появившись на свет, не владеет законами родного языка. Но у него есть способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие взрослые. Языковая способность реализуется в ходе активного общения со взрослыми путем повторения, или имитации ребёнком слышимой речи. Если в силу каких-то причин речемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается нарушения речи той или иной степени тяжести. Что такое нарушения речи? Как обстоят дела со звуками речи?

Вопреки расхожему мнению, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.

Достаточен ли запас слов?

По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. - ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, овощи, фрукты, цветы и т.д.); - сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая); - действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся); - синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.

Усвоены ли грамматические нормы языка?

Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования.

Владеет ли ребенок связной речью?

Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет

собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие логопеда, который непосредственно занимается развитием речи.

Кроме того, большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалисту добиться хороших результатов.

Советы родителям:

  1. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения.
  2. Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем «шапку, шубу, сапоги».
  3. Не "сюсюкайтесь" с ребенком. - Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  4. Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом.
  5. Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе.
  6. Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия!

свернуть

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

 

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит на занятия к учителю-дефектологу (логопеда), а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (логопеда) или при просьбе повторить правильно звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо.

Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с нарушенным звукопроизношением закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

На этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

свернуть

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

 

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или пора­жения центральной нервной системы.

В чем же причина?

Проведенные исследования установили, что уровень разви­тия речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений паль­цев и речи?

Движения пальцев рук в ходе развития человечества ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой фор­мой общения первобытных людей были жесты, которые по­степенно стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движе­ния пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проек­ции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход раз­вития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движе­ния пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонко­сти, начинается развитие словесной речи. Развитие движе­ний пальцев рук как бы подготавливает почву для последую­щего формирования речи.

Для определения уровня развития речи детей можно прове­сти такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика («Сделай вот так!» — и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные дви­жения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряже­ны, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говоря­щие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут сво­бодными, развития речи добиться не удастся.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что трени­ровка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной ме­сяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у прав­шей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в от­дельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребен­ку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока — белобока», «Пальчики в лесу», «Пальчики и кулачки» и др.

Одна из возможных причин задержки в развитии речи — не­удовлетворенность ребенка в эмоциональных контактах с ок­ружающими. Некоторые родители считают, что брать ребенка на руки следует как можно реже, разговаривать с еще неразум­ным существом преждевременно, ему достаточно игрушек. Ре­бенок предложенные игрушки берет, но не играет, повертев один — два раза, откладывает в сторону. У такого ребенка одно желание — подойти к взрослому, прижаться к нему и долго стоять рядом. Неудовлетворенная потребность в общении при­водит к тому, что ребенок растет безынициативным, не самос­тоятельным, молчаливым.

Задержка в развитии речи возможна и еще по одной причи­не. К концу первого года жизни — началу второго в словарном запасе ребенка всегда есть 3-5 слов, очень своеобразных по своему значению. Подобные слова могут надолго сохраниться в словарном запасе и задержать возникновение настоящих слов. Дело в том, что эти слова вполне удовлетворяют родителей, вызывая у них умиление. Поэтому они долго не ставят перед малышом собственно речевую задачу — произнести необходимое, соот­ветствующее предмету и ситуации конкретное слово. А если взрослый не ставит такой задачи, то ребенок не будет развивать свои возможности.

И, наконец, нормальное развитие речи может быть наруше­но стремительностью речевого развития. Это когда первые сло­ва ребенка опережают возрастные нормы и сроки речевого раз­вития. Ребенок в 1 год 3 месяцавдруг начинает говорить пра­вильными предложениями, использует совсем не детские слова. Родители в восторге и при каждом удобном случае демон­стрируют своим знакомым необыкновенные способности ре­бенка. Его учат, ему рассказывают, читают книги и т.д. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, кото­рая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых).

свернуть